Волшебство – процесс строгий. Хочешь вернуться с бала в карете? Не жди полуночи. Жить здорОво? Не ешь подозрительные яблоки. Вставать без будильника? Держи пальцы подальше от веретен. И так далее. Новогодние плейлисты для ритейла призваны дарить сказочное настроение. Но волшебство сработает, только если слушать Фею-крестную. Готовы узнать секрет?
Правило 1. Разбавляй и властвуй
Любая характерная музыка – это солонка и перечница на вашем музыкальном столе. Яркие композиции добавляют вкуса, позволяют расставить акценты. Но их избыток делает блюдо невозможным к употреблению.
Приведем пример. Одну из мощнейших когнитивных сцепок с новогодними праздниками реализовал бренд Coca-Cola. Фуры, груженые газированным напитком, стали еще одним символом торжества. Но если бы все блоки рекламы с ноября по январь состояли только из «Праздник к нам приходит»? Уверены, вы бы мечтали о провокационной композиции «Праздник, наконец, уходит».
Новогодние плейлисты и рождественские песни – яркий и тематический музыкальный контент. Его переизбыток давит на посетителя. Представьте, что вы слышите нетленный Happy New Year от ABBA в пятом магазине кряду. Наверное, на четыре торговых точки вас хватит. А что, если именно ваш магазин станет пятым?

Аудиомаркетинговое агентство «МузКафе» советует: снизьте уровень нагрузки на клиента. Используйте композиции jazz, instrumental, classic вместе с новогодним контентом. И помните: не страшно, если посетитель не услышит у вас Jingle Bells. Скорее всего, он только что слышал ее по соседству.
Правило 2. Комбинируйте новые и старые хиты
В это сложно поверить, но после All I want for Christmas is you 1994 года, музыкальная индустрия не игнорировала тему Рождества. Разумеется, проверенный временем Last Christmas от Wham!, выглядит надежно. Но точно не оригинально.
Необычный новогодний плейлист сочетает хиты golden collection и относительно современные песни. За последние 5-7 лет их написали достаточно. Dirt Sledding (The Killers), Christmas Lights (Coldplay), Santa Tell Me (Ariana Grande) – лишь несколько первых, пришедших на ум.
Преимущество современных композиций очевидно. Выполненные в узнаваемой «рождественской манере», они не кажутся навязчивыми.
Среди российских исполнителей также есть свои хиты. Например, «Новогодняя 2000» («Дискотека Авария»), «Рождество» (Би-2). Их уместность в плейлисте помогут оценить эксперты.
Правило 3. Колдуйте на всех уровнях
Научное исследование Spangenberg, Grohmann and Sprott (2005) подтвердило синергетический эффект многоуровневого воздействия на покупателя. Опыт был поставлен в период предновогодних продаж. Лучших показателей добилась комбинация аудиомаркетинга, аромадизайна и мерчанданзийнга. Иными словами, более целостную и приятную покупателю картину создают картинка (стилизация и украшения), праздничные запахи (хвоя, цитрусы, корица) и музыка (колокольчики, джазовые импровизации и т.д.).

Правило 4. Отойдите от канонов
Мы уже писали, что новогодняя музыка для магазина должна подбираться экспертами. Рекомендовали обратить внимание на «рождественские» работы музыкантов последних лет. В подтверждение наших слов приведем еще одно исследование.
Yalch and Spangenberg (2000) сравнили эффект воспроизведения известной музыки с той, что скорее всего покупателям была незнакома. Результаты удивили ученых и нас. Хиты сократили время пребывания гостей в магазине почти на 8%!
Подойдите к вопросу творчески:
- Если очень хочется golden collection — идите на компромисс и выбирайте ремиксы, каверы, инструментальные версии.
- Если позволяет специфика – используйте композиции из популярных новогодних мультфильмов, новогодних и рождественских фильмов.
- Если актуально позиционированию бизнеса – обратите внимание на классику. Например, музыка к балету «Щелкунчик» гарантированно создает магию. А классическая музыка, помимо прочего, еще и увеличивает средний чек.
Правило 5. Используйте легальную музыку
При подготовке новогоднего плейлиста риск оказаться в неудобной юридической ситуации особенно высок. Музыка из фильмов, композиции зарубежных авторов, классические произведения, народные праздничные песни. Все это требует учета и контроля в аккредитованных организациях РАО и ВОИС. Штрафы за несоблюдение авторских прав для юридических лиц составляют до 5 млн рублей. Вряд ли это можно назвать хорошим новогодним подарком.

Если вы беспокоитесь не только за качество фонового оформления, но и за его легальность, обращайтесь в аудиомаркетинговое агентство полного цикла. Например, компания «МузКафе» осуществляет весь спектр работ, включая юридическое сопровождение заказчика.
До праздников осталось не так много времени, как кажется. Коммунальные службы подтвердят: в этом году зима вновь подкрадется незаметно. А у вас уже и новогодний плейлист готов. Звоните!